Что такое лудомания - Лудомания – это патологическая зависимость от азартных игр. Её также часто именуют игроманией или игровой зависимостью,Виды игровой зависимости,Стратегические ошибки в мышлении игрока: Деньги решают всё. Успешная игра поможет уничтожить все проблемы. Фантазии о выигрыше предпочтительнее, чем размышления о контроле над своим будущим.

Стадии формирования зависимости

Лудомания – довольно сложная зависимость, формирующаяся в несколько стадий:

Первая стадия – это выигрыш. Когда игрок всё время выигрывает, он убеждается в том, что есть возможность получения лёгких и быстрых денег. Выигрывая какую-то сумму, он хочет увеличить свой приз и начинает новую игру.

Вторая стадия – проигрыши. Нередко она начинается тогда, когда игрок переходит от мелких ставок к более крупным. Количество проигрышей увеличивается, но игрок всё ещё надеется отыграться. Значение для играющего имеет не только общая сумма прошлых выигрышей, но и количество выигранных игр, а оно могло быть достаточно большим. И если после многократного успеха наступает крупный проигрыш, то у страдающего лудоманией появляется что-то вроде желания мести: он хочет не только вернуть деньги, но и «посрамить» автомат или опозорить противника.

Стадия уныния: играющий теряет семью, друзей, работу, влезает в крупные долги; часто он начинает нарушать закон, чтобы достать деньги для новой игры.

Стадия безнадёжности: больной теряет даже последние остатки того, что имел, становится алкоголиком или наркоманом, окончательно вовлекается в криминальный мир и может совершить попытку самоубийства.

Как видим, формирование игровой зависимости – лудомании – имеет определённое сходство с развитием алкоголизма, наркомании и других видов зависимости. Всё начинается с приятных ощущений, переживания радости и успеха, страдающий чувствует прилив сил, бодрость духа; затем наступают неприятные последствия, однако оторваться от предмета зависимости становится невозможно

Виды игровой зависимости:

Примечательно, что раньше всего осуждению подверглось чрезмерное увлечение именно азартными играми. Изредка в старину священники, короли и другие общественные деятели критиковали и другие типы игр – например, спортивные и интеллектуальные; в средневековой Англии строго осуждался гольф, а в средневековой России – шахматы и шашки. Это частично объясняется и тем, что во все подобные игры в то время нередко играли на деньги. При этом отдельные виды игр, наоборот, поощрялись: таковыми, например, были военные забавы, задачей которых была подготовка воинов к сражениям.

 

                                                   Азартные игры

Азартные игры существуют с глубочайшей древности. Различные виды игры в кости можно считать наиболее древней игрой в истории. С её помощью в разные времена и в различных странах люди не только выигрывали и проигрывали деньги и другое имущество: проигравшие могли лишиться личной свободы (а выигравшие – получить её), с помощью игры в кости иногда решались политические и военные конфликты, а обычные люди выбирали таким образом способ дальнейших действий. С древнейших времён люди осознавали и опасность азартных игр: в древнеиндийской, древнегреческой и древнеримской литературе содержатся примеры того, как люди проигрывали всё, что имели, впадали в отчаяние и умирали; в древних законодательствах имелись строгие запреты игры в кости и других подобных игр. Борьба с «игроманией» усилилась и позднее – в средние века; однако ликвидировать это явление или даже просто снизить его востребованность в обществе не смогли даже смертные казни.

Главная особенность азартных игр заключается в том, что они в значительной степени или даже полностью зависят от случая. Это привлекает к ним широкие массы населения: правила таких игр очень просты и не требуют особенного интеллектуального напряжения, физических или умственных данных. Также случайность азартных игр создаёт иллюзию полной справедливости: получить выигрыш может в равной степени любой участник, а не только тот, кто обладает какими-то исключительными данными. Этим с самого начала пользовались недобросовестные организаторы игр, прибегая к тем или иным тайным приёмам (краплёные карты, кости особой формы, особые алгоритмы в игровых автоматах, реализующие процесс по особым закономерностям, исключающим случайность, и др.).

Установлено, что даже если исход каждой отдельной игры полностью зависит от случая, результаты продолжительной серии игр подчиняются определённым закономерностям. Зная эти закономерности, организаторы игорных домов могут всегда оставаться в выигрыше, даже если они не пользуются никакими обманными приёмами.

 

                                                              Карточные игры

В настоящее время символом «игрового азарта» считаются карточные игры. К ним существует особо сильная враждебность среди религиозных кругов, и неслучайно: изначально карты использовались лишь для гадания. В качестве игрового предмета их стали использовать гораздо позже, и первые игры также были связаны с гаданиями. Впоследствии карточные игры развивались, среди них появились интеллектуальные (покер, бридж, преферанс), которые позднее были даже признаны спортивными; однако в подавляющем большинстве карточных игр исход игры частично или полностью определяется случаем. И это создаёт особую привлекательность карт для тех, кто любит рисковать и «сражаться с судьбой». Это своеобразная «магия», которая способна лишить играющего самообладания. 

Зависимость от азартных игр не подчиняется никаким логическим принципам. Ведь даже постоянно проигрывающий человек стремится играть всё больше и больше, будучи уверен, что уж в следующий раз ему обязательно повезёт. Каждый раз ставки могут существенно возрастать, несмотря на полное или почти полное отсутствие выигрышей. Страстный игрок с головой погружается в воображаемый игровой мир, переставая замечать то, что происходит в реальной действительности. В частности, вероятное будущее он не отличает от настоящего момента и не способен соотнести его с прошлым опытом: к возможности того, что ему скоро, может быть, повезёт, он относится так, как будто он уже имеет этот выигрыш. Поэтому осознать последствия своей лудомании заядлому игроку оказывается очень сложно.

В последнее время отмечается всплеск увлечённости азартными играми. Это связано с появлением огромного количества казино, обустройством свободных игровых зон в разных странах (для этих территорий действуют особые, либеральные законы, поощряющие активность игорных домов), организацией государственных игорных домов, а также обилием разнообразных онлайн-казино. Распространению игровой зависимости способствуют и экономические условия: снижение уровня жизни, удешевление человеческого труда, неэффективная экономика в целом.

 

                                                                                      Компьютерные игры

Зависимость от игр других типов, неазартных, попала под внимание исследователей лишь в последнее время. Объектом критики стали компьютерные игры. Особенно сильную зависимость вызывают сетевые игры, в первую очередь ММОРПГ. Данный жанр игр в наиболее полной степени моделирует реальность, причём создаёт некий «идеализированный» мир, в котором игроку предлагаются огромные возможности для развития. Здесь можно стать великим героем, побеждающим ужасных врагов, можно получить сверхъестественные способности, спасти прекрасную принцессу и жениться на ней, посетить невероятные земли и страны и покорить их… Неудивительно, что зависимость формируется прежде всего у людей, которые по каким-либо причинам недовольны реальным миром. Чаще всего это молодые люди, особенно дети; однако контингент любителей компьютерных игр весьма разнообразен в плане возраста: немало людей в возрасте 35 лет и старше играют в игры и даже страдают зависимостью от них. Компьютерная игра сродни фильму (особенно это касается современных игр, «кинематографичность» и реалистичность которых находятся на очень высоком уровне), однако «зритель» — игрок, который принимает в нём самое непосредственное участие. Ряд игр вообще рассчитан на взрослую аудиторию: в них имеются сцены физического насилия, убийств, откровенные сцены секса и т. д., что позволяет относить такие игры к категории «восемнадцать плюс».

Увлечённость современных взрослых людей компьютерными играми, помимо прочего, можно объяснить и тем, что они родились в те времена, когда игры на приставках, игровых автоматах и компьютерах уже вовсю существовали. Пристрастившись к первым поколениям игр в детстве, они с каждым годом переходили на всё более качественные продукты; игры стали частью их жизни, и в известном смысле такие люди не смогли «повзрослеть».

Последствия зависимости от компьютерных игр могут быть катастрофическими. Неоднократно отмечалась смерть игроков от истощения. Широкую известность получила смерть китайской девочки, которая несколько суток подряд играла в World of Warcraft, не прерываясь даже на еду; этот случай произошёл ещё в 2005 году.